09.09.20г. Почетный консул Трофимов, член Совета по межнациональным и межконфессиональным отношениям Сахалинской области, принял участие в семинаре–совещании с общественными палатами субъектов Российской Федерации, состоявшееся 9 сентября 2020 года в 10.00 (время московское) в формате интернет- трансляции на сайте Общественной палаты Российской Федерации www.oprf.ru
      Тема: «Об актуальных задачах реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года».
      К участию были приглашены члены общественных консультативных советов при главах субъектов Российской Федерации. Организатор — Комиссия Общественной палаты Российской Федерации по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений.
Модератор — председатель комиссии Владимир Зорин.
      Открыл мероприятие Магомедсалам Магомедалиевич Магомедов – председатель президиума Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям, заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации. На совещании с докладами о работе в сфере национальной политики выступили участники семинара.
      Были обсуждены стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 года и актуальные вопросы адаптации и социальной интеграции иностранных граждан, разработаны меры в сфере укрепления межнационального единства и этнокультурного развития народов России.
      Почетный консул В. Трофимов направил в адрес организаторов семинара МАТЕРИАЛЫ своего ВЫСТУПЛЕНИЯ с предложениями.

МАТЕРИАЛЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ
Почётного консула Кыргызской Республики в г. Южно-Сахалинск,
члена Совета по межнациональным и межконфессиональным отношениям Сахалинской области ТРОФИМОВА Владимира Алексеевича для семинара-совещания на тему:
«Об актуальных задачах реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года».

09.09.2020 г.

Уважаемый Владимир Юрьевич!
Уважаемые участники семинара-совещания!

      В Сахалинской области Пандемия Covid-19 нарушила привычный ритм жизни. Как и в других городах России и мира, мы волнуемся за жизнь и здоровье близких, сталкиваемся с такими новыми явлениями как самоизоляция, социальная дистанция и масочный режим.
      Тем не менее в Сахалинской области осуществляется плановая работа по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений.
      31 июля 2017 года учрежден институт Почетного Консула в г. Южно-Сахалинске, работа которого направлена на регулирование проблем межнациональных отношений и реализации задач государственной национальной политики Российской Федерации, которая осуществляется совместно с региональным Правительством и уполномоченными органами власти по вопросам миграции.
      В Сахалинской области насчитывается более 15 тысяч граждан Кыргызской Республики.
      За период деятельности Почетного консула КР в г. Южно-Сахалинск с 31.07.2017 по август 2020 года, количество граждан КР, обратившихся в офис Почетного консула составило 4325 человек.  Основные вопросы, по которым обращаются граждане, касающиеся оформления документов, это :
      - содействие в оформлении паспорта;
      - постановка на временный консульский учет и на постоянный консульский учет (постоянное место жительства (ПМЖ).
      - оформление Свидетельств о возвращении на родину СВР взрослым и СВР (вместо вкладышей) детям,
      - оформление гражданства РФ и др.

      При финансовой и организационной поддержке Почетного консула проводятся праздник Навруз; День независимости Кыргызской Республики, начало месяца Рамазан и т.д.
      В Сахалинской области многое сделано. Однако, есть нерешенные вопросы. Остановлюсь на некоторых из них.
      Первое. В российском законодательстве вопросы трудовой миграции регулирует федеральный закон, обязывающий трудовых мигрантов зарегистрироваться по месту фактического пребывания. К сожалению, данное требование выполняется в редких случаях, т.к. собственники арендуемого жилья, как правило не оформляют регистрацию по месту фактического пребывания, поэтому мигранты вынуждены приобретать фиктивные регистрации на один адрес, а проживать в другом месте, тем самым становясь на путь нарушения закона (при проверке получают большие штрафы, а затем депортацию).
      Важно, чтобы вопрос трудовых мигрантов решал работодатель, который будет нести за них ответственность и обеспечивать всеми социальными гарантиями. На трудовом рынке, есть добросовестные работодатели, а есть те, которые злоупотребляют и обманывают трудовых мигрантов, регистрируют их на организации-однодневки, не оформляют официально на работу, не платят налоги и не осуществляют пенсионные отчисления.
      В связи с этим, представляется целесообразным инициировать внесение изменений в Федеральный закон №109-ФЗ “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации”, в части обязательности регистрации иностранных граждан по месту нахождения юридического лица работодателя, который осуществляет реальную хозяйственную деятельность, предоставляя рабочие места, оплачивая налоги и отчисления в пенсионный фонд Российской Федерации.
      Данное предложение на изменение в российском законодательстве направлено на формирование прозрачной системы легального учета Кыргызских мигрантов.
      Второе. Благодаря Президенту России Владимиру Путину внесены долгожданные изменения в Федеральный закон от 24.04.2020 № 134-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации” в части упрощения процедуры приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства”.
      Согласно Федеральному закону иностранный гражданин, временно или постоянно проживающий на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания (временно или постоянно). Однако при подаче документов в Сахалинской области на получение гражданства России, трудовые мигранты сталкиваются с проблемой предвзятости чиновников из уполномоченных органов отвечающих за оформление и выдачу гражданства России (отдел по вопросам миграции УМВД России по городу Южно-Сахалинску). Целенаправленно создают условия, при которых иностранный гражданин (трудовой мигрант) с полным пакетом документов не может получить гражданство России, тем самым принуждая платить через посредников для получения гражданства России (суммы от 200 до 300 тысяч рублей за 1 человека). Это распространённая практика в регионах, когда происходит злоупотребление чиновниками на местах в вопросах миграции.
      Исходя из положительного опыта Москвы, где мэр С.С. Собянин создал прозрачные условия для трудовых мигрантов, которые через многофункциональные центры оформляют патенты, гражданство России, регистрацию и т.д. В связи с этим, представляется целесообразным распространить данную практику в Сахалинской области по оформлению гражданства России через многофункциональные центры, где представитель отдела по вопросам миграции УМВД России по городу Южно-Сахалинску, будет централизованно консультировать и принимать документы в упрощенном порядке у иностранных граждан для получения гражданства Российской Федерации.
      Третье. Приехавшие на Дальний Восток в качестве трудовых мигрантов граждане Кыргызской Республики, как правило, работают на объектах сельского хозяйства, торговли, строительства, энергетики, транспорта и связи, в гостиницах и ресторанах.
      Представляется, что потенциал трудовых мигрантов, будет востребован в большей мере, чем сегодня, по мере развития взаимного экономического сотрудничества Кыргызской Республики с Сахалинской областью. Мною проводится работа в этом направлении.
      Так, в ходе официальной встречи Чрезвычайного и Полномочного Посла Кыргызской Республики в России Аликбеком Джекшенкуловым с губернатором Сахалинской области В.И. Лимаренко, была отмечена необходимость выстраивания торговых и культурных связей между двумя странами.
      В связи с чем, изучив логистические схемы по доставке плодоовощной продукции в ближайшее время, планируем привезти продукцию из Кыргызстана в Сахалинскую область, что обеспечит население (небольшим количеством) качественными фруктами и овощами.
Однако для увеличения товарооборота между Сахалинской областью и Кыргызской Республикой, необходимо рекомендовать региональному Правительству оказывать меры государственной поддержки по субсидированию транспортных расходов на железнодорожный, воздушный и автомобильный транспорт, что приведет к минимальной стоимости плодоовощной продукции на прилавках Сахалина.
      Четвертое.  Правительство Российской Федерации запустило пилотное введение налогового режима для самозанятых россиян.
      Определить точное число самозанятых практически невозможно. Так, например, Росстат отслеживает неформальную занятость — это и ИП, и работающие без оформления, и самозанятые. В 2019 году ведомство насчитало более 14 млн. таких граждан.
      В Сахалинской области, как и в других регионах страны, есть самозанятые люди, в том числе и трудовые мигранты, которые работают сами на себя, получают за свои услуги деньги от физических или юридических лиц и не регистрируются в качестве индивидуальных предпринимателей.
      Видов такой занятости может быть множество — таксисты, репетиторы, нянечки, уборщицы, кондитеры, швеи, и многое другое. Нередко бизнес самозанятых вырастает из хобби и увлечений.
      Трудовые мигранты Кыргызской Республики готовы зарегистрироваться в Сахалинской области как самозанятые, т.к. это поможет сэкономить до 4 тысяч рублей в месяц за патент и прозрачно платить налоги. После регистрации вместо НДФЛ (13%) самозанятые граждане, которые представляют различные услуги, будут платить сниженные налоги на полученные доходы: от физических лиц — 4%, от юридических лиц — 6%. Однако из-за малограмотности трудовых мигрантов, многие не могут зарегистрироваться как самозанятые в Федеральной налоговой службе удаленно (через мобильное приложение).
      В связи с этим, целесообразно предоставлять услуги для регистрации самозанятых, через многофункциональные центры Сахалинской области, наряду с оформлением патента, гражданства Российской Федерации и регистрации.
      Пятое. В целях развития гуманитарно-культурного сотрудничества и стратегического партнерства 2020 год объявлен перекрестным, между Россией и Киргизией.
      В перечне основных задач «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года», закреплено «развитие этнокультурной инфраструктуры, в том числе домов дружбы, центров национальной культуры, иных государственных и муниципальных учреждений, деятельность которых направлена на решение задач государственной национальной политики Российской Федерации».
      В этом плане, интересен опыт соседних регионов Якутии и Бурятии, в которых все национальные общественные организации, имеющие статус региональных общественных объединений, собраны под одной крышей в так называемых «Домах народов». Каждой из этих организаций, региональным Правительством, созданы условия для работы национальных общественных организаций и диаспор, путем предоставления помещений для офиса, зала заседаний, фольклорных коллективов, мастеров народных художественных промыслов, музейной экспозиции и торговых лавок для сувенирных изделий.
      С учетом вышеизложенного, предлагаю рекомендовать Правительству Сахалинской области рассмотреть возможность создания «Дома дружбы народов» с выделением отдельного здания в г. Южно-Сахалинске находящегося в государственной или муниципальной собственности. Предоставление региональной властью такой имущественной поддержки национальным общественным организациям будет способствовать гармонизации межнациональных отношений и положительно скажется на имидже региона.
      Завершая свое выступление, хочу Вас заверить, что задачи реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 года в Сахалинской области, выполняются комплексно и последовательно, а объявленный перекрестный 2020 год, между Россией и Республикой Кыргызстан открывает новые коридоры возможностей для сотрудничества наших народов.

      Спасибо!